Как сделать обучающую игру с помощью программы powerpoint?

Школьники младшего и среднего возраста всегда с энтузиазмом берутся за решение задач в игровой форме. Старшеклассники относятся к обучающим играм сдержаннее, но предложение поиграть воспринимают с интересом. Педагогу нужно лишь подобрать задания в соответствии с возрастом школьников.

В качестве примера создадим игру «Интеллектуальный тир». Для этого воспользуемся знакомой большинству пользователей программой PowerPoint.  Контентом в игре может быть графика, текстовая информация, звуки и видеоролики. Чем больше типов контента используется, тем сложнее и увлекательнее будет игра.

I этап, подготовительный

  • Вы должны четко спланировать, из каких компонентов будет состоять игра и какой результат вы получите;
  • Нужно подобрать текстовую информацию, изображения, музыку.

II этап, сборка игры

1. Запускаем PowerPoint и создаем три слайда:

  • титульный слайд;
  • основной слайд, где будет размещена игра;
  • финальный слайд.

2. Отключаем переходы и смену слайдов, чтобы избежать случайных переходов по щелчку.

3. Оформляем титульный слайд.

а) Устанавливаем в качестве фона рисунок — мишень, настраиваем прозрачность и применяем ко всем слайдам. Добавляем рисунок — силуэт стрелка, который размещаем на всех слайдах.

б) Создаем с помощью меню Вставка фигуру стрелки с надписью СТАРТ. Это первая кнопка внутренней навигации, которая позволит перейти на слайд с игрой. Добавляем к фигуре эффект анимации.

в) К кнопке “СТАРТ” прикрепляем гиперссылку на второй слайд.

4. Оформляем финальный слайд.

Силуэт стрелка и мишень как на титульном слайде. Необходимо похвалить успешного школьника, который ответил на все вопросы. Для этого на слайде размещаем надпись “МОЛОДЕЦ”. Можно добавить анимацию.

5. Оформление второго — основного слайда c игрой:

Идея игры: Стрелок в виртуальном тире может выстрелить в три мишени. Мишени — воздушные шарики разного цвета. Для стрельбы стрелку предложены четыре патрона. Выбор одного из патронов приведет к промаху (это игровой элемент).

Поразив мишень (шарик при этом исчезает) на экране появляется вопрос (логическая задача) и несколько вариантов ответа. Игрок должен выбрать правильный ответ. При неправильном выборе ответ исчезает, при правильном — окрашивается в зелёный цвет.

После того, как все мишени поражены игрок переходит к финальному слайду с помощью кнопки ДАЛЕЕ. Она создается аналогично кнопке СТАРТ, только гиперссылка ведет к третьему слайду.

На этом игра завершается. 

а) На слайде размещаем силуэт стрелка, первый вопрос, ответы, шарик и четыре патрона. В последующем шариком закроем вопрос и ответы. Они станут видны только после того, как первая мишень будет поражена и шарик исчезнет.

Шарик в этом случае должен находиться на переднем плане. В меню, которое появится при клике по шарику правой кнопкой, — выберем команду “На передний план”.

б) Настраиваем анимацию для всех элементов первого вопроса:

Ответ 3 — правильный, поэтому выбираем анимацию с изменением цвета текста.

Ответ 4 — неправильный ответ. Выбираем анимацию — исчезновение.

Шарик после выстрела должен плавно удалиться. Применим соответствующий эффект.

Выбрав патрон, мы производим выстрел. При этом патрон удаляется (анимация Вылет) и к действию добавляем звук БЛАСТЕРа.

в) Теперь настраиваем порядок действий для элементов игры. При выборе патрона (по нему школьник будет  кликать мышкой во время игры) должны одновременно исчезнуть патрон и шарик.

Выделяем сначала патрон, затем шарик и применяем к ним эффект триггера (каждый настраивается отдельно).

Меню настройки триггера появляется, если кликнуть по треугольнику в области анимации у выделенного объекта.

Единственное отличие — шарик должен исчезать не по клику мышки, а по команде «С предыдущим».

Добавляем эффект триггера к ответам вопроса. Например, ответ 3  — начать выполнение эффекта при щелчке textBox 15: 3, ответ 4 — textBox 16: 4.

Затем перемещаем воздушный шарик таким образом, чтобы он закрыл вопрос и ответы.

Что мы получили? Мы полностью настроили один выстрел стрелка и один вопрос. Аналогично разобранному алгоритму готовим три следующих вопроса.

Один из патронов делаем с промахом. Здесь вместо шарика на экране у нас появляется фигура — клякса.

III этап, публикация игры

Для публикации игры используем программные продукты iSpring. При этом все эффекты PowerPoint сохранятся. Игру можно разместить в интернете и сохранить для работы на компьютере. Инструкции по публикации читайте в посте.

Пример игры “Интеллектуальный тир”.

Если вам понравилась статья, дайте нам знать  —  нажмите кнопку Поделиться.

А если у вас есть идеи для полезных статей на тему электронного обучения  —  напишите нам в комментариях, и мы будем рады поработать над новым материалом.

Игра  является естественным видом деятельности ребенка, ведь большую часть времени дети играют. Она полностью отвечает их интересам и потребностям. Поэтому знания, полученные в игре, отлично усваиваются, игровые задания во много раз превосходят по обучающему эффекту многократные упражнения.

1. Собираясь сделать обучающую игру–презентацию, изначально надо определить обучающие задачи. В каждом возрасте своя программа. Это мы определяем для себя. Например: умение считать, знать состав числа, классифицировать предметы по определенным признакам.

Любая игра развивает. Можно отметить, становлению каких психических свойств и нравственных качеств будет способствовать Ваша игра.

Уточняем, как ребенок должен действовать в игре, чтобы решалась обучающая задача.

Самому ребенку совсем необязательно знать Ваши дидактические намерения. Его интересует совершенно иное: (Сюжет игры, мотив, игровая задача и способ выполнения игровой задачи).

2. Для ребенка продумаем игровую мотивацию: что будем делать, для кого или для чего?

Например, освобождаем похищенные цифры от злого цифрозавра; помогаем Малышу выполнить задания, чтобы потом полететь к Карлсону на крышу; зарабатываем звездочки; исправляем чьи – то  ошибки и пр.

3. Показываем способ выполнения задания: как это делать?

Эти правила озвучиваются в начале игры, дается образец выполнения задания. Желательно все действия показывать стрелками, мигающими значками, выделением, увеличением размера объекта. Это позволит ребенку сосредоточить внимание на нужном объекте, запомнить порядок действий. 

Для ребенка, хорошо усвоившего правила, желающего повторить игру, должна быть предоставлена возможность перехода к слайду – начала игры, без прослушивания правил.

Сделаем кнопку перехода к игре. Для этого откроем вкладку «Показ слайдов» — управляющие кнопки — настраиваемая кнопка:

Появилась кнопка. Делаем нужный размер, цвет, пишем слово «старт». Настроим кнопку на переход к 5 слайду. Щелкаем по ней правой кнопкой, выбираем «настройку действия». Устанавливаем «Перейти по гиперссылке» выбираем из меня слайд №5.

При желании можно выбрать звук. Ребенку нравится, когда кнопочки озвучены.

Итак,  игрок – новичок на 1-4 слайдах знакомится с правилами, а «бывалый» сразу стартует.

Кроме обучающих (дидактических) игр, дети предпочитают играть в сюжетные игры.

Делая такую игру в программе PowerPoint, мы придумываем сюжет, героев, и уже по ходу действия ребенку предлагаются задания и дается способ их выполнения. В таких играх важно предусмотреть сюрпризность, неожиданность поворота сюжета.

Например, ребенок играет в «Магазин» или  вместе с героями мультика ищет песенку, находит подсказки. Именно занимательность игры, способность ребенка перевоплощаться в того или иного героя, позволит ему выполнить любое сложное задание и повторить его многократно.

4. В играх часто предлагается выбрать и показать нужный предмет, слово, цифру или фигуру.

Мы делаем автодидактическую игру: игра сама обучает ребенка.

Это значит, что при неправильном выборе ответа смены слайдов не происходит, и ребенок слышит звуковой сигнал «не верно». Только  один ответ верный.

Разместим кнопки-кружочки с ответами.

В данном фрагменте игры правильный ответ – число 6, остальные неправильные.

Настроим кнопку верного ответа на смену слайда.

Щелкаем по ней правой кнопкой мыши и в настройках выбираем «перейти по гиперссылке» — «следующий слайд».

Пусть ребенок услышит приятный звук – поощрение. Поставим галочку «звук», выбираем его из меню или «другой» — из собственной коллекции звуков. (формат WAV!)

Поставим галочку «выделить»: когда ребенок нажмет на эту кнопку, она изменит цвет.

Теперь настроим кнопки неправильных ответов. По каждой щелкаем правой кнопкой мыши и в настройках действия выбираем: «нет», аналогично выбираем «неприятный» звук из меню или «другой» — из собственной коллекции звуков.

Таким образом, когда игрок нажмет на кнопки с цифрами 4, 5, 7 – услышит звук, обозначающий неверный ответ, смены слайдов не произойдет.

В играх детям очень интересно слышать необычные звуки, фразы из мультфильмов. С помощью интернета можно подобрать любые звуки или сделать нарезку самостоятельно. Например, с игре «Малыш и Карлсон» я использовала «крылатые фразы» героев. Нажимая на те или иные объекты в игре, ребенок слышит эти фразы, создается иллюзия игры с героями любимого мультика.

5. Автоматическая – нежелательная для игры смена слайдов.

Пока у нас получается, что, если ребенок щелкнет по любому месту презентации, слайды сменятся. А это нам совсем не нужно. Устраним проблему. Для этого в верхнем меню выбираем вкладку «Показ слайдов» и находим «Смена слайдов».

Обязательно снимаем галочки на панели справа «Смена слайдов»: «по щелчку»  и  «автоматически после».

Теперь ребенок, будет нажимать куда угодно безрезультатно до тех пор, пока не найдет правильный ответ. (Если, конечно, Вы не покажете ему, что можно крутить  колесико мыши. Но вы этого не сделаете, для его же блага!)

6. Результат.

Очень полезно, чтобы дошкольник увидел правильный ответ в нужном поле, порадовался. И порадовать его может слово — поощрение, мультяшка, новый заработанный значок. Это будет стимулом к продолжению игры, замаскирует дидактическую задачу.

7. В процессе создания игр–презентаций необходимо продумать последовательность появления  картинок или текста.

Для этого работаем с вкладкой  «Настройка анимации» с верней панели «Показ слайдов».

Справа выбираем эффект входа объекта, временные параметры, направление. У каждого ребенка свои особенности восприятия информации, поэтому смена слайдов будет вестись с учетом времени восприятия. Чем сложнее задание и младше ребенок, тем больше времени потребуется.

Учитываем эти особенности детского восприятия: необходимо отвести время на чтение текста и рассматривание картинки. Увеличим время между появлением следующего объекта.

Устанавливаем курсор на нужном фрагменте справа, щелкаем правой кнопкой мыши – «время», в появившемся окне устанавливаем задержку появления надписи на нужное количество секунд.

Позаботимся о сохранении детского зрения: надписи должно быть достаточно крупными и удобными для чтения. Перевороты, подпрыгивания букв и слов и пр. не подходят для начинающего читателя и совсем ни к чему дошкольнику, который начнет отвлекаться от картинки.

8. Создавая игру, думаем о ее продолжительности. Она зависит от возраста детей. Если это детки раннего возраста (2-3 дет), то игра займет не более 3 — 5 минут. Дошкольник 4 – 5 лет может работать 7-10  минут. Для детей 6 — 7 летнего ребенка игра не должна длиться более 10 — 15 минут.

Для младших школьников время так же ограничено. Надо предусмотреть отдых для глаз, физминутку.

Делайте игры вместе со своими детьми, увлекайтесь сами и увлекайте ребят! Творите!

Пусть в вашей домашней коллекции интересных обучающих игр будет много!

Более подробно

О создании детских презентаций:

Как самому сделать детскую обучающую презентацию? Часть 1

Делаем сами детскую презентацию. Часть 2 — озвучивание

О том, как сделать более сложные игры, используя эффекты анимации и триггеры, в следующей статье.

Автор статьи: преподаватель Тюменского педагогического колледжа №1 Осьмакова Марина Васильевна.

Скачать математические игры, созданные автором можно здесь:

Вычислительная машина (арифметическая игра с элементами информатики для детей 6-7 лет)

Лошадка (математическая раскраска для детей 5 – 7 лет)

Несколько лет преподавания информатики вполне обоснованно доказывают, что школьники среднего и, особенно, младшего возраста с большим интересом решают предложенные в форме игры задания. Старшеклассники относятся к обучающим играм спокойнее, однако предложение поиграть воспринимают всегда с интересом. Главное подобрать задания соответственно возрасту детей.

Каждый, кто знаком с программой PowerPoint, может самостоятельно создать для учеников или для своего ребенка увлекательную интерактивную обучающую игру.

Обучающие игры в PowerPoint по сложности создания можно разделить на три уровня:

1. на слайдах имеется только текстовая информация;

2. в задания, или ответы вставляется графика;

3. игра дополняется звуковыми эффектами.

Рассмотрим алгоритм создания обучающей игры в программе PowerPoint

На экране появляется задание и несколько ответов, один из которых правильный. При нажатии на правильный ответ появляется подтверждающая надпись Да (Правильно, Верно, Отлично, Молодец и т.д.), а затем кнопка Далее для перехода к следующему слайду. Если нажать на неверный ответ, появится надпись Нет (Ошибка, Думай), которая затем исчезает. Все выбранные ответы, должны выделятся.

Итак, начнем. Создаем слайд. В поле Заголовок пишем задание.

Поле Подзаголовок выделим и уменьшим настолько, чтобы лишь поместился ответ. Скопируем это поле 5 раз и расставим их примерно как на картинке:

как сделать обучающую игру с помощью программы powerpoint

В маленьких полях напишем ответы и сделаем надписи Да и Нет.

Правильный ответ выделим цветом, во избежание путаницы в дальнейшем.

Потом это выделение уберем.

как сделать обучающую игру с помощью программы powerpoint

Переходим к настройке анимации.

Жмем Показ слайдов-Настройка анимации-4-Добавить эффект-Выход- Вылет за край листа, или другой эффект.

Не забываем выставлять скорость выполнения эффекта.

как сделать обучающую игру с помощью программы powerpoint

В области задач настройки анимации нажимаем на стрелочку сбоку появившегося триггера 4 и выбираем вкладку Время.

как сделать обучающую игру с помощью программы powerpoint

В открывшемся окне, ставим задержку 1 сек., нажимаем кнопку Переключатели, Начать выполнение эффекта при щелчке и выбираем ответ 4.

как сделать обучающую игру с помощью программы powerpoint

Смысл данных настроек в том, что при выборе неверного ответа 4, после щелчка он через 1 секунду исчезнет. Теперь выделяем надпись Нет, выбираем эффект Вход-Бумеранг (или какой другой), а затем аналогично предыдущему переходим на вкладку Время.

В поле Начало ставим С предыдущим, Задержка-0, а в переключателях снова выбираем ответ 4. Теперь после нажатия на ответ 4, он исчезнет и одновременно появится надпись Нет.

как сделать обучающую игру с помощью программы powerpoint

Чтобы теперь надпись Нет исчезла, выбираем эффект Исчезновение, скажем, Ромб, переходим на вкладку Время, выбираем в Переключателях все тот же ответ 4, в поле Начало-После предыдущего, а в Задержках-1 сек.

Теперь надпись Нет через одну секунду после появления на экране, исчезнет.

как сделать обучающую игру с помощью программы powerpoint

С первым неверным ответом закончили. Переходим ко второму и все повторяем, как и с ответом 4. Только на вкладке Время в поле Начать выполнение по щелчку, выбираем Прямоугольник 3: 2.

как сделать обучающую игру с помощью программы powerpoint

Вот и пришел черед правильного ответа. Жмем на ответ 3-Добавить эффект-Выделение-Вращение-стрелочка в панели настройки анимации-Время- Начать выполнение при щелчке-Прямоугольник 4: 3-По щелчку-ОК.

как сделать обучающую игру с помощью программы powerpoint

Кликнем надпись Да. Она должна будет появиться и остаться на экране.

Да-Выбрать эффект-Вход-Появление с вращением-переходим на панель Время-Начать выполнение по щелчку-Прямоугольник 4: 3 — С предыдущим-Задержка 1 сек. — ОК.

как сделать обучающую игру с помощью программы powerpoint

Теперь создадим кнопку для перехода на следующий слайд.

Показ слайдов-Управляющие кнопки и выбираем вариант кнопки.

Зажав левую клавишу мыши, рисуем кнопку в правом нижнем углу.

В выскочившем окошке нажимаем ОК.

Кликнув правой клавишей мыши на изображении кнопки, в выпавшем меню

выбираем Добавить текстовую строку, а затем, выбрав размер и цвет шрифта, пишем на кнопке Далее, или что-то подобное.

Нажав на кнопку Далее опять все повторяем, как прежде: Выбор эффекта- Вход…-Время…-Прямоугольник 4: 3-После предыдущего-Задержка 1 сек.

Посмотрим, что у нас получилось. Запускаем презентацию и, нажимая на все ответы, проверяем правильность демонстрации. Кнопка Далее пока не работает. Если есть сбои в работе программы, нужно найти в области задач настройки анимации неправильно работающий элемент и на вкладке Время исправить ошибку.

Дальше все просто.

Жмем Правка-Выделить все-Копировать-Создать слайд (выбираем абсолютно чистый шаблон)-Вставить. На скопированном слайде меняем задание, изменяем местоположение правильного ответа. А он, во избежание путаницы, у нас красный.

Повторяя те же действия, создаем желаемое количество слайдов.

Если задания будут на логику, желательно добавить еще один вариант ответа.

Копируем неверный ответ и повторяем действия описанные выше.

Надписи Да и Нет тоже желательно периодически заменять другими.

В самом конце меняем цвет правильного ответа.

Фон, размер и цвет шрифта выбираем по своему усмотрению.

Созданную программу сохраняем как Презентацию для себя и как Демонстрацию презентации для играющих.

Продолжение:

Как вставить картинки и звуковые файлы в обучающую игру в программе Power Point

  1. Откройте программу Microsoft PowerPoint.

  2. Создайте новую презентацию; нужно нажать Ctrl+N.

  3. Поставьте слайд с заглавием первым.

  4. Назовите свою игру.

  5. В поле для субтитров наберите «Нажмите здесь».

  6. Создайте новый слайд с заглавием и текстом. Для этого нажмите Вставить, затем Новый Слайд.

  7. Выделите «Нажмите здесь» и прикрепите к нему ссылку на второй слайд. Для этого нажмите по нему правой кнопкой, а затем выберите «гиперссылка» (hyperlink).

  8. Появится окно. Выберите «в этом документе», выберите нужный слайд, т.е. 2-ой.

  9. Создайте сценарий для этого слайда и опции, которые доступны для его дальнейшего продвижения.

    Например:

    Вы потерялись в пустыне, что вы хотите делать:

    • Найти воду.
    • Построить песчаный замок.
    • Охотиться на верблюда.
    • Ничего.
  10. Выделите каждый вариант и закрепите за ними ссылки на другие слайды, которые будут отображать результат сделанного выбора – либо хороший, либо плохой. Таким образом можно создать несколько вариантов развития сценария игры.

  11. Продолжайте создавать новые слайды в том же духе. В конечном итоге, например, если сделать очень много неправильных шагов, можно проиграть. Если все делать правильно – выиграть.